PopMatters film and TV Editor, Summer 2001
Cynthia Fuchs

”Загадка-игра-для-мужчины”



Дэвид Духовны подходит к телефону, что-то жуя. - Вы не против, если я во время разговора с вами буду есть голубику, правда? Я что, собираюсь сказать, что я против? Кроме того, это, скорее, очень естественно, что он настолько голоден, что не может подождать до момента окончания интервью, и вообще - просто очаровательно, что он решил перекусить именно голубикой. Не сытной и жирной пищей, не мясом и хлебом. Маленькими аккуратненькими синими ягодами. Без сомнения, у 41-летнего уроженца Нью-Йорка есть масса причин, чтобы быть голодным. Он целыми днями висит на телефоне, давая интервью в рамках рекламной компании его нового фильма "Эволюция" (комедия режиссера Айвана Райтмана). В этом фильме Духовны (возможно, самый знаменитый выпускник Йеля, имеющий степень ABD) играет ученого, работавшего раньше на правительство, а теперь пробавляющегося преподаванием биологии в небольшом колледже в Аризоне, который случайно наталкивается на метеорит, полный маленьких, но очень быстро эволюционирующих инопланетян. За несколько дней они проходят путь от одной клетки до жутких динозавров, которые чуть не съедают Духовны. Но он все равно хорошо проводит время на съемочной площадке у Райтмана - и попутно прощается с Малдером.

Cynthia Fuchs: Налицо приятное совпадение. Несколько дней назад еще до того, как я узнала, что буду брать у вас интервью, я писала лекцию на тему о человечестве и научной фантастике и смотрела первый эпизод The X-Files, в котором вы были сценаристом и режиссером [The Unnatural], об бейсбольной команде в Розвелле.
Дэвид Духовны:Я горжусь этим эпизодом. Когда я был режиссером этих двух эпизодов [второй - Hollywood A.D.], я был полностью поглощен тем, чем занимался, и у меня остались очень приятные воспоминания. И когда меня спрашивают об этих эпизодах, я всегда испытываю радость. Это всего лишь телевизионное шоу, но мне кажется, что эти эпизоды - сами по себе маленькие фильмы.

CF: Значит, вам нравится быть режиссером?
ДУХОВНЫ: О, да, в том случае, если я сам пишу сценарий. Если бы меня попросили поставить фильм по чьему-то чужому сценарию, не знаю, что бы я смог привнести в этот фильм такого, чего никто другой не смог бы. Я знаю, что у меня есть собственное восприятие и что я могу как режиссер выразить то, что напишу как сценарист. Это и есть способ убедиться, что мои сценарии будут поставлены.

CF: Скажем так: вы говорите очень уверенно. Вы всегда были такого мнения о сценарной и режиссерской работе?
ДУХОВНЫ: Только с того времени. Я думал, что могу, но в то же время не переставал сомневаться. Опыт постановки этих двух эпизодов заставил меня чувствовать себя… менее уверенным, но более взволнованным.

CF: Вместе со съемками в фильмах ваши возможности расширяются?
ДУХОВНЫ: Я никогда не собирался так долго работать над одним проектом. Просто так получилось, и мне это нравится. Я горжусь этим сериалом. Все это просто потрясающе. Большинство актеров становятся актерами, потому что не любят все время заниматься одним и тем же. Уверен, что многие актеры, прочитав это, скажут: "Черт его дери, ему повезло получить работу в таком длительном проекте." Но я никогда не хотел этой стабильности. Вот в чем проблема. Пора двигаться дальше.

CF: И как же вы дошли до "Эволюции"?
ДУХОВНЫ: В прошлом году я снимался в 12-ти эпизодах, и у меня было четыре или пять месяцев перерыва, так что я захотел найти что-то, чтобы заполнить это время. Я хотел найти нечто, настолько отдаленное от The X-Files, насколько это возможно. И Айван пригласил меня на встречу. Я подумал, что работа с Айваном в его стиле - том самом, который он создал в фильме "Охотники за привидениями", - будет существенно отличаться и от того, что я делал раньше, и от моей собственной личности. Я пришел домой, прочитал сценарий, увидел, что в нем есть инопланетяне, - и очень расстроился. Но я решил, что это тот самый стиль, который и был мне нужен, а сюжет фильма - всего лишь случайность. Конечно, возникает много вопросов, например: зачем уходить из The X-Files, если вы собираетесь сниматься в таком фильме? Но опять-таки, речь идет не о том, что вы делаете на самом деле. Вы пытаетесь найти произведение, жанр, стиль, который вам подходит, - драма, комедия, "драмедия" - для этого вы должны найти нужный тон.

CF: Не только готовый сценарий, но и опыт работы на съемочной площадке должен был быть совсем другим.
ДУХОВНЫ: Съемочная площадка любого фильма отличается от съемочной площадки сериала, в котором вы снимались 8 лет. Телевизионное шоу, которое продержалось столько лет, - сплошной бизнес. Не важно, что вам говорят, вы заводите часы, приходите на съемочную площадку, делаете свою работу - и говорите "до свидания". А съемки фильма больше напоминают летний лагерь, не в том смысле, что вы постоянно дурачитесь, а в том смысле, что это более интенсивные взаимоотношения, которые завязываются очень быстро, а потом постепенно сходят на нет и просто исчезают. Мне было очень грустно прощаться.

CF: На самом деле - и я обещаю после этого больше не говорить о The X-Files - первое, что я увидела сегодня утром в Интернете среди основных новостей шоу-бизнеса, было ваше окончательное прощание с сериалом, очень драматическое.
ДУХОВНЫ:Интересно, что это сейчас среди основных новостей, потому что я говорил об этом довольно долго. Я думаю, что фанаты сериала понимают и в большинстве своем приветствуют это решение. Думаю, что возвращаться ради эпизодической роли, как я делал в прошлом году, или что-нибудь вроде этого - не принесет пользы персонажу. А к Малдеру я отношусь собственнически. Я считаю, если Малдер будет в сериале, то его поиски и есть этот сериал. Малдер и Скалли - и есть этот сериал. На самом деле, существует 180 часов Малдера и Скалли. В глубине сердца я знаю, что много отдал этому сериалу.

CF: Каково это - сниматься в фильме-незамысловатой комедии? Мне нравится, что вне зависимости от роли, которую вы играете, вы привносите в фильм - одним своим присутствием и воздействием - своеобразную насмешливость и суховатый юмор.
ДУХОВНЫ: Это у меня в крови. Думаю, у Айвана были причины пригласить меня работать с ним. Он хотел, чтобы в его фильме тоже это было. А если говорить о человечестве и научной фантастике, то мне нравится, что в "Эволюции" речь идет о человеческих взаимоотношениях, и это главным образом касается дружбы. В фильмах и на телевидении чаще всего взаимоотношения белого и черного строятся на различиях: "Ты черный - я белый". Но в сценарии не было акцентировано, что герой Орландо [Джонса] - черный, так что наши взаимоотношения - это отношения двух людей, которые стали друзьями. И хотя в фильме есть пара шуток на расовую тему, фильм вовсе не об этом. А у Орландо есть такой экспромт: "Черные чуваки умирают первыми". И это должно стать темой вашей лекции. Так ваша лекция и должна называться: Черные чуваки умирают первыми: Человечество и Научная Фантастика 101. Вы же знаете, в "Звездном пути" был не просто черный парень, это был парень, которого вы никогда раньше не видели.

CF: Красная рубашка.
ДУХОВНЫ: [смеется] Да, Энсайн, Которого Здесь Никогда Раньше Не Было. Он должен умереть через три минуты, если только не напомнит Керку о себе в молодости. А потом он некоторое время будет болтаться рядом [голосом Керка]: "Ты. Напоминаешь. Мне. Молодого. Джеймса. Тибериуса. Керк." Или нет… [Теперь говорит голосом Бонса] "Джим! Кого он тебе напоминает?" [Снова голосом Керка] "Я. Не. Знаю."

CF: [смеется] Вы много смотрели "Звездный путь", когда были ребенком?
ДУХОВНЫ: Очень любил. Оригинал. Я до сих пор смотрю, и моя жена этого совершенно не понимает. Но я ей постоянно что-нибудь цитирую.

CF: Что вы думаете о научной фантастике, какое она имеет для нас значение?
ДУХОВНЫ: То, что мне травилось в "Звездном пути", когда я был ребенком, отличается от того, что мне нравится сейчас. Сейчас это ностальгия. Так что мне нужно вернуться к тому, что меня захватило когда-то в первую очередь. Мы обычно смотрели вместе с мамой, и там всегда была мораль. Для ребенка очень занятно разбираться в аллегориях, потому что вы чувствуете себя вроде как умным. Это загадка-игра-для-мужчины в научной фантастике, и нет ни одного правильного ответа, так что это что-то вроде "Животной фермы" для научной фантастики. Кроме того, это хороший повод потратить кучу денег на спецэффекты и создание альтернативных миров. А одна из самых замечательных вещей в "Эволюции" - это то, что мастера дизайна должны были создать альтернативную эволюцию. Это преимущество научной фантастики: задавать вопросы. А что если мы произошли от динозавров, а не от обезьян? И пошло-поехало. В последнее время научная фантастика заняла место вестерна - с одиноким стрелком, борющимся против инопланетной угрозы. Это такие ковбойские штучки. Нам нужны такие истории.

Перевод: demensys

публикации